30-я флотилия подводных лодок Германии на Черном море в 1942-1944 гг.
30-я флотилия подводных лодок Германии образована 1 октября 1942 года, расформирована в октябре 1944 года. Местом базирования штаба и кораблей была Констанца (Румыния). Временное базирование отдельных лодок в марте — апреле 1944 года было развернуто в Севастополе и в Феодосии – именно в это время немцы ожидали активное участие эскадры Черноморского флота в боевых действиях за Крым. Но не дождались и вернулись в Констанцу. Обвели их, в очередной раз, наши черноморские адмиралы – не вышли в море. Предоставили право пехоте, авиации и «москитному флоту» возвращать Крым и базу Черноморского флота — Севастополь.
За период активных боевых действий с конца 1942 года до конца лета 1944 года шесть малых подводных лодок немцев потопили 26 кораблей и судов советского Черноморского флота общим водоизмещением 45426 бр.-рег. тонн.
На вооружении флотилии находились малые германские подводные лодки серии IIB: U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 постройки 1935-1936 г.г. В начале Второй Мировой войны до 1940 года всем им пришлось повоевать у восточного побережья Англии. Тогда командующий подводными силами Германии адмирал Денниц только начинал развертывание своего флота и каждая лодка была на счету. У причалов Киля и Вильгельмсхафена долго они не застаивались – загрузка торпед, заправка топливом, последний инструктаж командира и … «мальчики Денница» опять дома — в море. Кстати, к этим лодкам он лично относился с большим уважением, считая их очень удачными для своего класса. До мая 1942 года малые лодки использовались в боевых и учебных флотилиях на Балтике. Решение о переводе лодок на Черное море было принято на высшем уровне руководства ВМС Германии по результатам затянувшихся для немцев боев за Крым и Кавказ в марте-апреле 1942 года. Лодки водоизмещением около 250 тонн были предельно облегчены, частично разобраны. Габариты и веса их были приведены в соответствие с требованиями к перевозкам по бетонным, прямым как стрелы автобанам Германии и транспортировки по речным каналам, водным путям Восточной Европы. Заготовлены автомобильные транспортеры для сверхтяжелых грузов. И … поехали.
Маршрут стандартный: из германских портов Северного моря и Балтики по Эльбе до Дрездена, оттуда по автостраде в Регенсбург и потом вниз по Дунаю на Черное море. Транспортировка осуществлялось по мере выделения и готовности лодок в несколько этапов. В сентябре 1942года лодки U-24, U-9, U-19 были первыми переведены в Румынию на судоремонтный завод в Галац. Первой была восстановлена и принята в боевой состав флотилии лодка U-24. Она же первая вышла 27.10.42 в боевое патрулирование к побережью Кавказа под командованием молодого, но уже достаточно опытного подводника капитан-лейтенанта Клауса Петерсона. Обычно походы длились две недели. Реже три недели. После государственного праздника Германии — 7 ноября – вышла в море U-9 (с 11.11.42 по 1.12.42) под командованием старшего лейтенанта флота Ганса-Иохима Шмидт-Вейхерт.
Ввод в строй U-19 задержался до начала ноября из-за затянувшегося перехода лодки по Дунаю. После приема лодки в боевой состав флотилии, отработки экипажа и подробного анализа и разбора первых патрулирований у берегов Кавказа, празднования Рождества, Нового Года U-19, наконец, вышла в Черное море (с 21.01.43 по 19.02.43) под командованием старшего лейтенанта флота Ганса-Людвига Гауде.
Вторую партию лодок в составе U-18, U-20, U-23 по техническим причинам не смогли переправить в Галац до конца речной навигации 1942 года. Сразу после схода льда на Дунае весной 1943 года лодки были доставлены в судоремонтный завод и введены в боевой строй 30-ой флотилии (соответственно: 6.05.43, 27.05.43 и 3.06.43). После краткой, но насыщенной предпоходовой подготовки вышла в море к берегам Кавказа U-18 (с 26.05.43 по 9.06.43) под командованием старшего лейтенанта флота Карла Флейге. За ней U-20 (с 22.06.43 по 29.06.43) под командованием старшего лейтенанта флота Клеменса Шолера и завершила процесс формирования флотилии выходом в боевой поход U-23 (с 27.06.43 по 19.07.43) под командованием старшего лейтенанта флота Рольфа-Биргера Вахлема.
Практически до мая 1944 года в руководстве флотилии «текучести кадров» не было. Командиры лодок, приобретя в скоре боевой специфический опыт подводной войны на Черном море, у берегов Кавказа в условиях абсолютного контроля с воздуха и сильной противолодочной обороны на советских коммуникациях, особенно на подходах к портам базирования черноморской эскадры (Туапсе, Поти, Батуми) оставались во флотилии до конца активных боевых действий. Все они отличились своей результативностью, с учетом особых условий боевых действий на Черном море. Особенно отличился командир U-18 Карл Флейге. За боевые успехи уже в октябре 1942 года он был награжден Германским Крестом в золоте, а июле 1944 года получил высшую боевую награду Третьего Рейха – Рыцарский Крест.
За весь период службы на Черном море он семь раз выводил свою лодку на боевые патрулирования и провел в общей сложности 199 суток со своим экипажем во враждебных для немцев водах.
Первым командиром флотилии, ее организатором, стал капитан-лейтенант Хельмут Розенбаум (с октября 1942 года по май 1944года) – кавалер высшего военного ордена Германии — Рыцарского Креста. Награжден в августе 1942 года за выдающиеся боевые успехи в качестве командира подводной лодки в Атлантике и в Средиземном море.
Родился 11 мая 1913 года близ Лейпцига. В 19 лет добровольцем поступил на службу в возрождаемый после 1 Мировой Войны ВМФ Германии. С ноября 1932 года по 1935 год прошел полный курс обучения будущего морского офицера. После многомесячной стажировки на легких крейсерах «Кенигсберг» и «Нюрнберг» получил в январе 1936 года первый офицерский чин. К тому времени начал возрождаться и подводный флот Германии в составе 1-ой флотилии «Веддиген» с 18 подводными лодками серий 2А и 2Б. Командиром флотилии был очень известный, в последствии, главный теоретик и практик подводной войны в Германии капитан 2 ранга Карл Дённиц.
Отбором командиров и офицеров в состав первой флотилии подводных лодок он занимался особенно тщательно. По этому можно смело утверждать, что молодой лейтенант Розенбаум попал в подводный флот не случайно и, видимо, по огромному желанию и с определенными способностями. В наше время этот отбор можно сравнить с отрядом космонавтов. В 1937 году Розенбаум попал во «второй набор» офицеров-подводников. После полутора лет успешной службы и освоения новой сложной морской специальности «Папа-Дёниц», как звали за глаза командира флотилии его офицеры, посчитал в феврале 1939 года возможным доверить старшему лейтенанту флота Розенбауману одну из своих подлодок – U-2.
Весной 1939 года U-2 успела совершить боевой поход в воды Испании и до начала 2-ой Мировой Войны экипаж и молодой командир лодки приобрели боевой опыт. Первой наградой Розенбаумана был, так называемый, «Испанский Крест». До августа 1940 года лодка U-2 во главе с уже капитан-лейтенантом Розенбаумом совершила еще один успешный боевой поход в проливную зону Ла-Манша, контролируемую противолодочными силами англичан. К этому времени командующий подводными силами Германии контр-адмирал Денниц поняв по боевым делам, что очередной его «мальчик» — «подрос», назначает Розенбаумана командиром «U-73» серии VIIB — лодки атлантических просторов и больших возможностей.
Талант подводника и тактика развернулись в полную силу. С сентября 1940 года по сентябрь 1942 года было совершено 8 боевых походов, в общей сложности в море проведено 250 суток в сложнейших условиях противодействия морской стихии и двум Великим морским Державам – Англии и США – со всеми их техническими и людскими ресурсами, когда среднестатистическая «жизнь» немецкой подводной лодки в Атлантике длилась 1-2 похода.
Как одному из самых опытных подводников, Денниц поручает ему в январе 1942 года возглавить отряд лодок для прорыва «заднего двора Англии» — пролива Гибралтар для последующего ведения боевых действий в Средиземном море. И с этой задачей он успешно справляется. Жаль, не сохранились кальки боевого маневрирования и уклонения от противолодочных сил англичан, охранявших узкое горло Гибралтара, «как собственную спальню» — по меткому выражению одного из офицеров-подводников. Уверен — по этим схемам можно было учить не одно поколение будущих асов глубин.
Но и это было еще не все!
Обратимся к воспоминаниям Карла Денница:
«11 августа 1942 года «U-73» потопила английский авианосец «Игл», который охранял конвой, направляющийся на Мальту. Командир «U-73» дал пройти идущим перед авианосцем транспортам, хотя они и представляли собой хорошую цель. Командир лодки рисковал: конвой мог изменить курс, что лишило бы его шансов на успех. Но он правильно считал важнейшей задачей потопление авианосца, потому что германские и итальянские самолеты после выхода его из строя получили бы превосходную возможность атаковать конвой, оставшийся без воздушного прикрытия. И этой цели командир подводной лодки добился. После потопления авианосца конвой в результате налетов германских и итальянских бомбардировщиков понес тяжелые потери».
Это уже расчет не рядового командира лодки, стремящегося выполнить атаку при первой возможности. Это расчет, хладнокровие и умение Мастера.
По результатам его службы, накопленного опыта и способностей он был награжден высшей наградой Рейха и назначен командиром формируемой на Черном море 30 флотилии подводных лодок серии IIB — тех самых «старушек», на которых он начинал свою службу. Как, в свое время, Денниц, он получил полную свободу действий в «своей» флотилии. Как и его именитый учитель, он обращал особое внимание подготовке вновь прибывающих экипажей, отрабатывая до автоматизма возможные сценарии боевых действий, повреждений, аварийных ситуаций о которых он знал не понаслышке.
Тщательно отрабатывал с командирами и расчетами центральных постов разные схемы атак возможного на Черном море противника. И когда посчитал, что его экипажи готовы — лодки начали выходить одна за другой на кавказские морские коммуникации советского Черноморского флота.
Черноморский флот к тому времени пережил многое: и обстрел Констанции с потерей лидера «Москва», и высадку десанта в Григорьевку с потерей эсминца «Фрунзе», и походы в Севастополь с подрывами на собственных минах кораблей и судов. Кстати, хоть бы один военно-морской историк объяснил бы – против кого Черноморский флот выставил в первые дни войны столь обширные и плотные минные заграждения, которых до сих пор боятся мореплаватели на подходах к Севастополю.
Угрозы из-под воды Черноморский флот еще не знал. Трудно было назвать «угрозой» одну румынскую устаревшую подводную лодку, которую из порта боялись выпускать – поплавать у берега. Правда это не мешало в боевых донесениях командиров наших эсминцев и других малых и больших кораблей не раз «доносить» о ее потоплении. Вот был конфуз, когда в августе 1944 года была взята Констанца и там неожиданно обнаружились все «утопленницы», все румынские и немецкие подводные лодки, за исключеним трех, которые в это время были в боевом походе и были затоплены своими экипажами у турецкого берега, у Эрегли, так как деваться в Черном море немцам к 10 сентября уже было некуда – болгары – верные союзники в войнах против русских – и те сдались, почуяв откуда ветер дует.
А наши противолодочные корабли, наши МО – малые охотники за подводными лодками — были заняты во время войны на Черном море чем угодно: высадками десантов, обороной кораблей и судов от авиации противника, разведкой побережья, дозорной службой на рейдах, даже работали за тральщиков, бомбя донные акустические и магнитные мины, но свою прямую обязанность – противолодочную оборону они не знали и ни опыта, ни технической возможности для этого не имели. В то время как на просторах океанов флоты-гиганты всего Мира только этим, в основном, и занимались уже более трех лет, достигнув вершин боевого и технического искусства и перетопив с обеих сторон миллионы тонн корабельной стали и грузов.
Первыми жертвами развернувшейся на Черном море подводной войны пали те самые МО – большие корабли Черноморской эскадры в море почти не выходили, а плотно «сидели на бриделях» в Поти и Батуми. А после очередной неудачной попытки «показать свой флаг» у берегов Крыма 6 октября 1943 года с потерей одного за другим трех эсминцев – и вовсе товарищ Сталин запретил кораблям оставшимся от Черноморской эскадры выходить в море до конца войны. Черноморские моряки, всегда отличавшиеся особой дисциплиной и организованностью, приказ товарища Сталина выполняли с рвением и беспрекословностью. В результате, после окончания войны на Черном море, когда флоту разрешили вернуться в родной Севастополь, входящая на рейд эскадра представляла грозную силу: линкор «Севастополь», крейсера «Молотов», «Ворошилов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», эсминцы «Сообразительный», «Бодрый», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник». Жаль, что этот парад бережно сохраненной военно-морской мощи не видел простой русский солдат, вместе с десятками тысяч погибших при освобождении Крыма и Севастополя, «беря» непреступные для них немецкие укрепления, но доступные для обстрела сверхмощной корабельной артиллерии эскадры с моря. Против кого всю эту красоту берег товарищ Сталин? Если не против немцев, так значит против американцев и англичан!
Если кто-нибудь знает другой вывод – с удовольствием выслушаю.
Второй жертвой от немецких лодок пал сам товарищ Сталин! В смысле: пароход с одноименным названием. В то славное время именем «самого» абы-кого не назовали. Это был самый большой, самый быстрый, самый передовик социалистического соревнования с лозунгами на весь капитанский мостик типа «Ударим по врагу…». Вот враг и ударил – откуда совсем не ждали.
В радость опечаленным читателям могу сказать, что враг за это жестоко поплатился. За 5 дней до взятия нашей пехотой Констанции, разумеется с суши — откуда же еще военно-морские базы «брать», порт начисто разбомбили наши славные сталинские соколы, чтобы, ясное дело, все румынские корабли и немецкие подводные лодки в полном составе врагу не достались. Правда, меньше через неделю большие флотские и армейские начальники в порт, все-таки въехали на белых конях и развивающимися знаменами и … по русскому обычаю почесали за ухом: «Что-то мы погорячились. Веть, таперича, оно ВСЕ – НАШЕ! Что же мы так: не по-хозяйски?» Прямым попаданием авиабомбы была у причала потоплена и «та самая», которая против священного имени торпеду пустила. Ее подняли, перевели в город русских корабелов в Николаев, где строго — настрого приказали оставшимся в живых корабельным мастерам перековать «немчуру» на русский лад, поскольку за войну перетоплено наших черноморских лодок было не меряно, а немецкая техника всегда ценилась, как и в наше дни. Но, что-то у наших «левшей» не сложилось и восстановить полностью «немку» не смогли. Тогда, в 1947 году, большое флотское начальство вспомнило нанесенную «немкой» обиду и приказало: лодку на рейд севастопольский перетащить и … расстрелять! Приказ был выполнен точно. Наша лодка — «малютка» М-120 на Балаклавском рейде U-18 и заодно U-24 (тоже в свое время была – не подарок для черноморских адмиралов) торпедами потопила.
А говорят: «После драки — кулаками не машут!» Неправда! Машут! Особенно наши черноморские адмиралы! Уж очень обидно было, что какой-то капитан-лейтенант наших героических адмиралов дрожать заставил. А если бы Иосиф Виссарионович по-серьезному отнесся, что его имя в Черном море мочат?!
Очень возможно, что U-9 до сих пор еще существует. Но этот факт требует серьезной проверки, т.к. по одним данным она была разобрана на металл еще в 1946 году, а по другим …
Автор помнит, что при обучении его «на морского офицера» еще в 70-х годах прошлого века, при отработке свободного всплытия из торпедного аппарата на УТС (учебно-тренировочной станции) на берегу Стрелецкой бухты в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова (всем привет, кто помнит!) – инструкторы рассказывали, что эта УТС – это немецкая лодка «малютка», поставленная здесь сразу после войны, когда восстанавливалось наше славное училище из руин. Других «малюток» подводного плавания немецкого происхождения кроме IIB серии на Черном море не было, а везти сюда с другого моря в послевоенное время – просто не вероятно. А используя метод исключения получаем искомое: U-9 или, как её успели назвать в советском флоте – ТС-16.
Материалы военно-исторических архивов, особенно немецких (по определению) бережно хранят многочисленные факты, даты, фамилии людей переживших, а большей частью не переживших величайшее потрясение человечества – Вторую Мировую войну. Современные средства коммуникаций, в частности – Интернет — позволяют нынешнему поколению без особых хлопот найти любую интересующую информацию. В рамках одной статьи нет необходимости перечислять все походы подводных лодок 30-ой флотилии, весь личный состав служивших на этих лодках и даже фамилии, адреса тех, кто из них дожил до наших дней. Все это возможно, но уже в фундаментальных военно-исторических трудах для более узкого круга специалистов.
На Черном море в результате боевых действий подводных лодок U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 были потоплены: ТЩ-11 («Джалита»), транспорт «Рион», баржа в 1000 т водоизмещения, БТЩ-410 («Взрыв»), танкер «Вайджан Кутурья», транспорт «Пестель», десантные баржи ДВ-26, ДВ-36, ДВ-37, судно «Шквал», судно «Танаис», судно «Смелый», транспорт «Оитуз», БТЩ-411 («Защитник»), танкер «Эмба», СКА-088, СКА-0376 и еще девять кораблей и судов названия которых пока не установлены. Были повреждены, выведены из строя: СКА-0132, СКА-099, СКР «Шторм», танкер «Иосиф Сталин», транспорт «Передовик», ТЩ-486 («Советская Россия»), танкер «Кремль».
Во время нахождения на боевых позициях подводная лодка U-9 получила легкие повреждения в результате атаки неопознанного самолета, U-20 была существенно повреждена 26 июня 1943 года глубинными бомбами с кораблей охранения конвоя в районе Туапсе, через три дня дошла до базы, а уже 11 июля вышла в очередной поход. Лодка U-24 27.03.44 вела бой в надводном положении с внезапно ее атаковавшими двумя катерами типа МО. Лодка ушла на глубину потеряв из верхней вахты одного убитым (старший матрос Ехан Вулбич) и двух ранеными. Кроме того, все лодки часто подвергались атакам с воздуха, но безрезультатно.
Других боевых потерь флотилия не имела.
Сам командир флотилии погиб 10 мая 1944 года в результате летной катастрофы. Вылетел из Констанцы по вызову Денница и через несколько минут после взлета самолет разбился. Вызов Денница был не случаен: во-первых, необходимо было выработать план действий флотилии в условиях изменившихся соотношений сил на Черном море (советские войска взяли Крым и успешно теснили румын к Одессе), а, во-вторых, хотел лично поздравить на следующий день своего, одного из лучших, ученика с днем рождения.
Только через несколько месяцев после гибели пришел, наконец, приказ о присвоении ему чина капитана 2 ранга …. посмертно.
Лодки U-18, U-20, U-23 10 сентября 1944 года были затоплены своими экипажами у турецкого берега в районе Эрегли. Команды в полном составе сдались туркам и были до конца войны интернированы. Часть из них живы до сих пор и многое еще помнят из тех событий.
Экипажи лодок U-9, U-18, U-24, затопленных в результате бомбежки Констанцы, большей частью были эвакуированы в Германию. Эти экипажи составили основу для вновь формируемых команд еще стоящих на стапелях будущих «супер-электролодок», одного из «чудо-оружия возмездия» последнего Рейха, подводных лодок ХХI и ХХIII серий.
Но это уже другая история.