Military Crimea

12 мая 1912 года — установлена рубка «Камбалы» на могиле подводников

ПЛ «Камбала» в Севастополе

«Камбала» в ДОКе после поднятия (носовая часть)

Вдовы моряков, погибших на ПЛ «Камбала»

Ю.Бойко (Севастополь)

100 лет со дня гибели русской подводной лодки «Камбала»

Список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море открыла подводная лодка «Камбала», получившая это название при зачислении в списки судов Российского Императорского Флота и погибшая на второй год существования Черноморского Подплава.
«Камбала» — торпедная подводная лодка типа «Карп», заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по проекту Р.Эквиллея, по заказу Морского Ведомства России, заводской номер – «111». 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота. Отдельный дивизион подводных лодок Черноморского Флота стал состоять из пяти подлодок: 2 американской постройки «Судак» и «Лосось» и 3 германской постройки – «Камбала», «Карп» и «Карась», специально предназначавшихся для усиления Черноморского Флота.
Корпус каждой подводной лодки состоял из семи частей, каждая из которых выполнялась из сварных листов и не имела шпангоутов, а отдельные части соединялись болтами. Имелось три входных люка, причем носовой люк использовался для погрузки торпед. Семь балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами: три в носу, две – побортно в районе машинного отделения и две – в корме. Для осушения внутренних цистерн устанавливались помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом. Имелся откидной спасательный киль весом 3.5 тонны. На каждой лодке устанавливались по два керосиновых двухсотсильных мотора Кертинга, оказавшихся мало-удачными и демаскировавшие лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении. Два электромотора в 220 л.с. работали на винт и обеспечивали скорость подводного хода — 8.8 узла; надводного — 10.8 узла. Дальность плавания в надводном положении — 1800 миль, в подводном – 60 миль. Экипаж подводной лодки — 28 человек. Водоизмещение «Камбалы»: надводное — 205 тонн; подводное — 236 тонн. Длина — 39.6 метра, ширина-2.7 метра, осадка-2.61 метра. Время погружения составляло не менее 10 минут. Полутарокорпусная лодка вооружалась одним трубчатым торпедным аппаратом (457мм). Артиллерийского вооружения на лодке не имелось.
29 мая 1909 года в 23 часа 27 минут подводная лодка «Камбала» потеряна у Севастополя в результате аварии (столкновение со своим линейным кораблем «Ростислав»). 20 января 1911 года официально исключена из списков Российского Императорского Флота.
Весной 1909 года «Камбала» принимала участие в учениях Черноморского Флота. По плану, 29 мая подводная лодка «Камбала» должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут «Камбала» отошла от борта своей базы – линейного корабля «Двенадцать апостолов» и взяла курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант М.Аквилонов (командир ПЛ – граф П.Келлер был в отпуске), на борту лодки находился капитан 2-го ранга Н.М.Белкин – сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина.
В те времена считалось невозможным подводным лодкам атаковать ночью, и 23 мая 1909 года, на совещании офицеров Николай Михайлович Белкин 2-й доказывал возможность ночных атак, и после долгих дискуссий вызвался провести такую атаку сам. Как ни осторожничало командование флота, но все же разрешило провести эксперимент. В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Была темная южная ночь. Оставив у перископа лейтенанта М. Аквилонова, капитан 2-го ранга Н.М.Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении. Дождавшись в темноте подхода неожидавшей встречи с «противником» эскадры, «Камбала» успешно провела учебную атаку на головной корабль «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Закончив атаку, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс. Находившийся на мостике лейтенант М.Аквилонов от-влекся от выполнения маневра и внезапно увидел перед собой движущуюся эскадру. Столкновение было неизбежно. Подводная лодка попала под форштевень линейного корабля «Ростислав» и, рассеченная на две части, затонула на глубине 56 метров. Весь экипаж погиб. Спасен был только лейтенант М.Аквилонов, которого в момент столкновения смыло с мостика подводной лодки.

Эта, первая в истории Подплава катастрофа, широко освещалась тогдашней прессой, а обстоятельства происшествия стали предметом тщательного и всестороннего разбирательства в Морском Ведомстве Российской Империи. Работала комиссия Морского технического комитета под председательством капитана 1-го ранга М.Н.Беклемишева. В Российском Государственном Архиве ВМФ в Санкт-Петербурге хранится полный пакет документов, в которых исчерпывающе рассматривается гибель подводной лодки «Камбала» и всего ее экипажа. Привожу полный текст итогового документа следствия по делу о гибели «Камбалы» — доклада по Главному Военно-Морскому Судному Управлению:
«29 Мая сего года, около 11 ½ часов вечера, подводная лодка «Камбала», производя, под командою временно исполняющего обязанности командира ко-рабля Лейтенанта Михаила Михайловича Аквилонова, учебную атаку возвращающегося в Севастополь действующего отряда судов Черноморского Флота, получила удар тараном линейного корабля «Ростислав» в правый борт, сзади рубки, и затонула на глубине 28 сажен (примерно 60 метров, фактическая глубина моря на месте гибели «Камбалы» — 55 метров), причем погибли находившиеся внутри лодки: заведующий отрядом подводного плавания в Черном море Капитан 2-го ранга Николай Михайлович Белкин 2-й, помощник командира корабля Мичман Дмитрий Александрович Тучков, минный кондуктор Фрол Иванович Сальников и 17 человек нижних чинов; командовавший — же лодкою Лейтенант Аквилонов, бывший во время атаки наверху, над боевою рубкою, был сбит за борт, но затем был поднят из воды шлюпкой-шестеркой с крейсера «Память Меркурия».
По сему делу были привлечены в качестве прикосновенных лиц командовавшие: линейным кораблем «Ростислав» — Капитан 1-го ранга Алексей Дмитриевич Сапсай 2-й и подводною лодкою «Камбала» — ныне отставной Лейтенант Аквилонов.
Рассмотрев настоящее дело, Военно-Морской Суд Севастопольского пор-та признал установленным, что вечером означенного числа, подводная лодка «Камбала», по распоряжению Капитана 2-го ранга Белкина, вышла в море для учебной атаки отряда действующего флота. Пройдя по створу Инкерманских маяков до Стрелецкой бухты, лодка легла вправо от створа, в расстоянии 3-4 кабельтовых от него, и стала выжидать появления отряда, застопорив машины и давая временами ход для сохранения своего места. Ночь была тихая, но темная и безлунная. Незадолго до появления отряда, люк лодки был задраен, наружный балласт заполнен и лодка полупогрузилась, заняв положение, среднее между боевым и подводным. Лейтенант Аквилонов, убедившись в том, что управлять лодкою по перископу невозможно, остался наверху, куда ему и была передана переговорная трубка.

Заметив около 11 ¼ часов вечера дым судов и доложив об этом капитану 2-го ранга Белкину, Лейтенант Аквилонов дал ход и пошел навстречу отряду, который в составе линейных кораблей: «Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя» и крейсера «Память Меркурия» шел в Севастополь по створу Инкерманских маяков, 12-ти узловым ходом, с закрытым огнем, в строе кильватерной колонны, причем расстояние между кораблем «Пантелеймон», шедшим головным, и следовавшим за ним кораблем «Ростислав» было ¾ кабельтова. О том, что атаки подводными лодками будут производиться, на отряде было известно из расписания, но атаки эти предполагались первоначально только в лунную ночь; при этом никаких подробностей подобных атак установлено не было, и условных огней подводной лодки на отряде не знали. В 11 часов 26 ¼ минут вечера на линейном корабле «Пантелеймон» был замечен по носу, левее курса, в расстоянии 2 ½ кабельтовых от корабля, у самой воды белый яркий огонь, принятый за огонь рыбачьей шлюпки, который вскоре потух, а через ¾ минуты на траверзе показалась подводная лодка, в расстоянии не более ½ кабельтова. Лодка шла сходящимся курсом под острым углом около 30 градусов, пока командир ее не счел атаку удавшейся, после чего положил лево руля, пытаясь лечь на параллельный курс, но это ему не вполне удалось, и курс остался несколько сходящимся. В этот момент на лодке было сделано несколько вспышек, которые были прекращены, когда лодка прошла корму корабля. Эти же вспышки были замечены и на линейном корабле «Ростислав», слева, на расстоянии около 1 ½ кабельтова, и также приняты первоначально за огонь рыбачьей лодки, почему командир корабля приказал влево не отворачивать и следить за показавшимся, а затем скрывшимся огнем. Вскоре после того, как огонь погас, он опять был замечен на корабле «Ростислав», но уже ближе к кораблю, саженях с 15-ти впереди от него и на таком же расстоянии влево от курса; причем в этот момент был ясно усмотрен силуэт подводной лодки. Старший штурманский офицер {линейного корабля} немедленно скомандовал «Лево на борт!», а командир корабля дал полный задний ход, но машины не успели забрать заднего хода и, через 2-3 секунды, форштевень корабля ударил в правый борт подводной лодки; подводная лодка опрокинулась на левый борт, вывернулась носовой частью вправо, прошла по правому борту корабля и, не доходя до места правого судового выстрела, затонула.
Вместе с сим Суд признал, что причиною настоящего несчастного случая, была неосторожность Лейтенанта Аквилонова, выразившаяся в том, что он прошел с вверенной ему лодкой в слишком близком расстоянии от головного корабля отряда; в действиях капитана 1-го ранга Сапсая Суд не усмотрел никаких упущений или нарушений правил кораблевождения. Посему, Военно-Морской Суд, приговором 20-го Августа сего года, определил: отставного Лейтенанта Аквилонова, за неосторожное управление подводною лодкою «Камбала», имевшее последствием гибель этой лодки и находившихся в ней офицеров и команды, подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и передать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства; действия же Капитана 1-го ранга Сапсая 2-го признать правильными и законными.
Приговор этот, согласно 1130-й статье Военно-Морского Судебного Устава, всеподданнейше поверяю на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благоусмотрение».
Доклад подписан Главным Военно-Морским Прокурором тайным советником Н.Г. Матвеенко и может быть датирован периодом времени между 20 августа (отмеченный выше день вынесения приговора судом) и 5 ноября 1909 года. Именно в этот день Морской министр вице-адмирал С.А.Воеводский, находящийся в резиденции Императора Николая II в Ливадии, сделал на оригинале приведенного выше документа следующую пометку: «Собственно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Согласен».
Лейтенант М.Аквилонов тяжело переживал трагедию. Имея душу и понятие настоящего русского морского офицера, и думая, как полнее искупить вину, он написал Николаю II несколько прошений об усилении приговора и тот лишил его звания, дворянства, всех прав и преимуществ.
Единственным спасенным их экипажа подводной лодки «Камбала» оказался временно исполняющий обязанности ее командира лейтенант Михаил Михайлович Аквилонов, хотя в газетах первоначально сообщалось, что, кроме него, спаслось еще 3 матроса. Вместе с «Камбалой» погибло 20 черноморских подводников:

  1. Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море, обеспечивающий временно исполняющего обязанности командира корабля.
    2. Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
    3. Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
    4. Демидкин Дмитрий … (1884-1909) – рулевой боцманмат.
    5. Латонов Михаил … (1885-1909) – рулевой боцманмат.
    6. Шама-Соломенный Кузьма … (1882-1909) – боцманмат-минер.
    7. Данилюк Иван … (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
    8. Плотников Андрей … (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
    9. Базыка Андрей … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
    10. Омельченко Даниил … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й ста-тьи.
    11. Грошев Алексей … (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
    12. Королев Владимир … (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
    13. Лаиок Иван … (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й ста-тьи.
    14. Шоронов Иван … (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи. Родился в 1884 году в д.Минеево, Бежецкого уезда Тверской гу-бернии.
    15. Парамошкин Тимофей … (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
    16. Прилепа Иван … (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
    17. Богатырев Иван … (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
    18. Гридян Владислав … (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
    19. Казаринов Петр … (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
    20. Федоров Константин … (1884-1909) – минный машинист.
    Кроме того, при попытке спасения затонувшей подводной лодки «Камбала» и членов ее экипажа 30 мая 1909 года от кессонной болезни скоропостижно скончался командированный на эти работы водолазный боцманмат транспорта «Березань» Ефим Бочкаленко (1884-1909). Спуски пришлось прекратить. Безрезультатной оказалась и попытка завести 24-мм стальной трос, чтобы отбуксировать корпус лодки на мелководье прямо по грунту.
    Утром 8 июня в Севастополь приехали водолазы-добровольцы из Кронштадской школы водолазов со своим снаряжением. Начальник школы капитан 1-го ранга М.К. фон Шульц был назначен руководителем водолазных работ, его помощником — водолаз Севастопольского порта Ф.А. Шпакович. В группу вошли также 8 водолазов Черноморского отряда подводного плаванья и уже 28 июля начались спуски. Для работ использовался специальный плашкоут, представляющий собой стальную коробку длиной 39 метров, шириной-12.6 метра, высотой-6 метров. Понтон был разделен на восемь отсеков, которые можно было затапливать и осушать. Понтон затапливали по верхнюю палубу, соединяли стальными стропами с корпусом «Камбалы» и осушали до осадки 4 метра.

Корпус лодки поднимался и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким ступенчатым способом удалось поднять носовую часть погибшей подлодки и 9 сентября 1909 года ее ввели в Лазаревский ДОК. В сухом ДОКе из лодки откачали воду и убрали заполнившую ее тину. Эта работа закончилась только к часу пополуночи 12 сентября. Кормовую часть «Камбалы» предполагали поднять летом 1910 года, но работы осуществлены не были. Место нахождения кормовой части было утеряно, и летом 1932 года специалистам ЭПРОНа ее так и не удалось найти.
Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских Сил Черного моря и прокурора Севастопольского Военно-Морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. По словам очевидцев, лодка была «как бы срезана бритвой».
Люк боевой рубки оказался не задраен, и через него все увидели тела Белкина, Тучкова и рулевого Данилова. Были извлечены тела еще двенадцати подводников — Д. Демидкина, М. Латонова, И. Данилюка, А. Плотникова, А. Базыки, А. Грошева, В. Королева, И. Шоронова, И. Прилепы, В. Гридяна, П. Казаринова, К. Федорова — все они лежали ничком, головой по направлению к офицерскому отделению, в котором находился резервуар с запасом воздуха. Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь. Траурный день должен был начаться с погребения этих, как говорилось тогда, «мучеников долга», которых провожали в последний путь как героев.
С раннего утра 11 сентября на пристани были построены рота флотского экипажа и команда нижних чинов отряда подводного плавания; здесь также собрались офицеры, родственники погибших, хор портовых певчих. Вот как описывает траурную церемонию журнал «Вестник военного духовенства»:
«Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоирей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. Он призвал безутешных вдов и сирот покорно нести крест Великого Учителя и Господа и смириться перед Его Божественным Промыслом, а стоявших тут же моряков, примером возлежащих героев, убеждал нести тяжелую службу с готовностью во всякое время пожертвовать собою за Веру Православную, за дорогое Отечество и за батюшку Царя».
На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. На Херсонесской пристани баржу встречало военно-морское командование, и адмиралы и офицеры на собственных руках переносили гробы на специальную повозку, которая затем повезла их на городское кладбище. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул, который затем следовал за траурной процессией. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя – города русской морской славы.
Имя также называемого в литературе в числе погибших вместе с экипажем «Камбалы» некого «сдаточного механика Санкт-Петербургского металлического завода М.Н.Коржавина» ни в одном из архивных документов не упоминается.
Точные координаты места катастрофы «Камбалы» определены не были(!). Согласно одному их архивных документов, «положение затонувшей под-водной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское клад-бище – 35 градусов 20 минут. Место гибели лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».
Тело Заведующего Отрядом подводного плавания на Черном море капи-тана 2-го ранга Н.М.Белкина 2-го, после отпевания в Николаевском адми-ралтейском соборе, на котором присутствовали командование и офицеры Черноморского флота и Севастопольского гарнизона, руководство и именитые жители города, было захоронено на территории родового поместья в селе Введенское Ярославского уезда Ярославской губернии, а тело помощника командира корабля мичмана Д.А. Тучкова, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе – в Москве, на Новодевичьем кладбище. Могила мичмана Д.А.Тучкова с надписью «Погибъ во время ночныхъ маневровъ близъ г. Севастополя 29 мая 1909 г. на подводной лодке «Камбала» сохранена по настоящее время. Остальные 12 тел погибших «нижних чинов» с «Камбалы» были захоронены на городском православном кладбище Севастополя в братской могиле, сохранившейся до настоящего времени. На могиле был сооружен памятник по проекту лейтенанта Г.Ф.Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 года. Памятник представлял собой поднятую со дна Черного моря боевую рубку «Камбалы», на рубке которой была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В период Второй Мировой войны памятник серьезно пострадал, корпус рубки получил повреждения от обстрела, но что самое удивительное, скульптура скорбящего ангела, выполненная очень хорошо, пережила войну, которая в городе камня на камне не оставила, но потеряла только крылья.

При подготовке к 100-летию Подводного Флота России могила первых погибших русских подводников приведена в порядок ветеранами-подводниками Морского Собрания г. Севастополя В. Стефановским, Г. Изергиным, Н. Решетниковым, А. Лубяновым, Ю. Ничиком и обнесена корабельной цепью с якорем, перед которым была установлена доска из белого мрамора с надписью «Экипаж ПЛ «Камбала» — погиб 29 мая 1909 года» и перечислением чинов и фамилий всех 12 захороненных здесь черноморских подводников. Эта доска была утрачена и в июле 2003 года на месте мраморной доски была установлена пластиковая меньшего размера с надписью «Погибшие на ПЛ «Камбала» 29 мая 1909 года» и с перечислением фамилий и чинов всех 20 погибших членов ее экипажа. На люке лодки была укреплена металлическая пластина с надписью: «Рубка-памятник морякам подлодки «Камбала» погибшим в море 29. 05. 1909».
В настоящее время за могилой первых погибших русских подводников никто не ухаживает, разве что из-за большой занятости, не очень часто, но на-ходят время и приходят сюда наводить порядок совместно с работниками старого городского кладбища все те же ветераны-подводники. После проведения торжеств, посвященных 100-летию Подводного Флота России, принято решение восстановить могилу подводников «Камбалы» в таком виде, какой она была создана в 1912 году. Морское Собрание г.Севастополя сейчас занимается подготовкой к проведению 90-й годовщины исхода русского флота из Крыма, которое будет отмечаться осенью 2010 года, поэтому в последующих годах сможет вплотную заняться восстановлением памятника первым погибшим русским подводникам с ПЛ «Камбала».
Место захоронения подводников с «Камбалы» несколько лет назад избрала для встреч группа военно-морских офицеров запаса и в отставке. И это радует, потому что, оказывается, есть еще в наше время люди, помнящие и почитающие погибших подводников. Хочется им пожелать только поднимать не флаг ВМФ СССР на рубке подводной лодки, а наш, Андреевский флаг, под которым ходила русская подводная лодка «Камбала».

Кормовую часть «Камбалы» первоначально, для последующего восстановления лодки предполагалось понять летом следующего, 1910 года. Однако после обследования в ДОКе поднятой носовой части «Камбалы» от восста-новления этой подводной лодки ввиду полной его нецелесообразности было решено отказаться, и поэтому кормовую часть поднимать не стали. Как выше указывалось, точные координаты места катастрофы «Камбалы» своевременно определены не были, и поэтому со временем оно было безвозвратно утеряно. Попытка его вторичного обнаружения в 1932 году и последующего подъема кормовой части «Камбалы» не увенчалась успехом. Останки шести погибших членов экипажа подводной лодки – Ф.И. Сальникова, К. Шамы-Соломенного, Д.Омельченко, И. Лаиока, Т. Парамошкина и И. Богатырева – навечно остались на дне Черного моря на месте гибели «Камбалы» — первой погибшей русской подводной лодки.

P.S. … В 1906 году на Невском судостроительном и механическом заводе, расположенном на восточной окраине Санкт — Петербурга на левом берегу Не-вы, к 25 мая в назначенные сроки построили и сдали казне 5 подводных лодок проекта «Голланд-7Р». Последней была подводная лодка «Лосось» (командир – Н.Белкин), после вступления в строй она ненадолго вошла в состав Учебного Отряда Подводного Плавания. По предложению завода, набравшего опыт в строительстве лодок этого типа, построили еще одну подводную лодку и назвали ее «Карпом». В это время в Германии спустили на воду сразу три подводные лодки, строящиеся для России и которые создавались одновременно с первыми подводными лодками для германского флота. По архитектуре и конструкции корпуса, составу и компоновке вооружения, механизмов и оборудования под-водные лодки типа «Карп» и германская подводная лодка U1 близки. Двум лодкам уже имена придумали: «Карась» и «Камбала». Осталось придумать имя третьей, начинающееся на букву «К». В морском Главном Штабе, перебрав на-звания всех рыб и не найдя ничего подходящего, забрали имя у последней «невской» подводной лодки, переименовав ее в «Судака». В 1907 году при про-ведении ходовых испытаний в Кильской бухте подводная лодка «Камбала» с германским экипажем на борту столкнулась с каботажным пароходом. В результате на подводной лодке была разрушена носовая оконечность, но прочный корпус остался неповрежденным. После десятидневного ремонта подводная лодка была передана Российскому императорскому Флоту. Главный штаб принял решение направить две подводные лодки постройки Невского завода на Черное море и на их основе образовать подводные силы Черного моря.
12 июля 1907 года «Их Императорское Величество Император Николай II Высочайше Утвердить Соизволили новую малую кораблестроительную про-грамму». Помимо постройки надводных кораблей различных классов программа предусматривала строительство трех больших подводных лодок для Черноморского флота. Летом на Балтике в Киле русская комиссия под председательством Беклемишева приняла построенные для России три малые подводные лодки, которые предполагалось отправить на Черное море, а российские судостроители в соответствии с новой кораблестроительной программой стали готовиться к проектированию лодок «большого тоннажа».
Осенью подводные лодки «Лосось» и «Судак» перевезены из Санкт — Петербурга по железной дороге в Севастополь. Подводная лодка «Лосось» вступила в строй на Балтике в мае 1906 года, а подводная лодка «Судак» в ноябре 1906 года. Прибыв к новому месту службы, подводные лодки образовали первый на Черном море полудивизион подводных лодок. Приказом по Морскому ведомству №-273 от 08 декабря 1907 года был сформирован Отряд Подводного Плавания Черного моря (Заведующий Отрядом – Н.Белкин). В отряд первоначально вошли подводные лодки «Лосось», «Судак» и транспорт «Пендераклия» в качестве плавбазы.
Весной 1908 года подводные лодки «Карп» (командир – Андреев), «Карась» (командир -Бабицын) и «Камбала» (командир — Келлер), принятые в казну по-сле испытаний на Балтийском море, по железной дороге прибыли из Либавы в Севастополь. Пока лодки переезжали, 20 мая инженер — гидроакустик Нирен-берг совместно с Балтийским заводом приступил под Севастополем к испыта-ниям станции для беспроволочного телеграфирования через воду.
Завершив переезд летом, подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» вошли в состав Отряда Подводного Плавания Черного моря. Почти все лето ушло на рутинное обустройство вновь прибывших подводных лодок и их экипажей. Командам нашлись помещения на плавбазе, лодкам у борта плавбазы в Южной бухте. Офицеры сняли себе квартиры в городе. Освоившись на берегу, команды стали выходить в море, где знакомились с новыми условиями плавания. В море подводники обучались управлению подводными лодками и работе с механизмами на подводном ходу. Ходили вдоль южного и западного побережий Крыма, заходили в Каркинитский залив.
Несмотря на то, что Черное море оставалось свободным ото льда всю зиму, по сложившейся традиции осенью корабли прекращали кампанию и переходили в вооруженный резерв, начиная зимний ремонт. Было так и в этот раз, только подводные лодки продолжали плавание: подводникам требовалось быть готовыми к участию в весенних маневрах флота. В результате упорного труда уже весной черноморские подводники подготовились к совместным действиям с эскадрой. В феврале 1909 года, подводные лодки «Карп» и «Камбала», после упорных тренировок, достигли минимального времени погружения из крейсерского положения в подводное – пять минут. Для подводных лодок этого типа подобный результат был хорошим достижением…

Подлинный текст телеграммы Главного Командира Севастопольского порта контр-адмирала Бострема о случившейся катастрофе с подводной лодкой «Камбала» Морскому министру: «Доношу Вашему Превосходительству, что 29 сего мая, 11 ч. 30 м. ночи Черноморский отряд, входя без огней в Севасто-поль, на створе Инкерманских маяков был атакован подводной «Камбала». Пройдя по левому борту флагманского корабля «Пантелеймон» контр-курсом в полупогруженном состоянии в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля «Ростислав». Командир лодки лейтенант Аквилонов, бывший наверху, спасен. Заведующий Отрядом Подводного Плавания капитан 2-го ранга Белкин, помощник командира мичмана Тучков, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на 28-саженной глубине. Меры к поднятию лодки приняты. Следствие производится».

АКВИЛОНОВ Михаил Михайлович (06.03.1881-?).Место рождения неизвестно. Образование: Морской Корпус (1902), Институт восточных языков (1903-1904, не окончил), Отряд Подводного Плавания (1908). Из дворян. Уча-стник Русско-Японской войны на крейсере «Богатырь» (1904). Лейтенант.
Прохождение службы: вахтенный начальник броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» (1902), вахтенный начальник портового судна «Лейтенант Овцын» (1902), вахтенный начальник крейсера «Богатырь» (1902-1904), командир де-сантной роты Сибирского флотского экипажа (1904), флагманский судовой ре-визор штаба Командующего 1-й Эскадрой Тихого океана (1904), флагманский офицер штаба Начальника отряда крейсеров Владивостокского порта (1904-1905), вахтенный начальник, ревизор крейсера «Богатырь» (1905-1907), слуша-тель Учебного Отряда Подводного Плавания (1907-1908), перевод на Черно-морский флот (1908), помощник командира пл «Камбала» (1908-1909).
БЕЛКИН 2-й Николай Михайлович (04.12.1872-1909). Родился в Москве. Образование: Морской корпус (1894), Отряд Подводного Плавания (1907). Из потомственных дворян. Награды: орден Святого Станислава III степени (1902), орден Святой Анны III степени (1906). Капитан II ранга.
Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца «Янчихэ» (1895), вахтенный начальник транспорта «Алеут» (1895), вахтенный начальник миноносца «Сунгари» (1895), вахтенный начальник крейсера «Владимир Мономах» (1895-1896), вахтенный начальник крейсера «Адмирал Корнилов» (1896), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1896), производитель гидрографических работ отдельной съемки Восточного океана (1896-1897), вахтенный начальник канонерской лодки «Манджур» (1897-1899), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1899), перевод на Белое море (1899), вахтенный начальник крейсера «Память Азова» (1899-1900), вахтенный начальник крейсера «Князь Пожарский» (1900), вахтенный начальник парохода «Лейтенант Овцын» (1901), производитель гидрографических работ съемки Белого моря (1901-1902), миноносец №-122 (1902), миноносец №-108 (1902), миноносец №-126 (1904), ревизор крейсера «Русь» (1904-1905), миноносец №-214 (1906), слуша-тель Учебного отряда подводного Плавания (1906-1907), «Лосось» (28.03.07-04.06.07-06.07.07), старший офицер транспорта «Хабаровск» (1907-1908) и заведующий обучением управлению подводной лодкой Учебного Отряда Под-водного Плавания (1907-1908), перевод на Черноморский флот (1908), Заве-дующий Отрядом Подводного Плавания Черноморского флота (1908-1909).
…Летом 1932 года при прохождении тренировочных глубоководных спусков водолазов Черноморского отряда ЭПРОН были сделаны попытки обнаружить и поднять носовую часть подводной лодки «Камбала». Они не увенчались успехом, но в районе гибели «Камбалы» были найдены и затем подняты три подводные лодки «Судак», «Налим» и «Лосось» Российского Императорского Флота, затопленные англичанами во время Гражданской войны при уходе из Крыма.

Литература, использовавшаяся при написании статьи:

Мартиролог погибших русских и советских подводных лодок 1904-1991». 1999г.
«Тайны подводной войны». П.Боженко, А.Воронов, А.Смагин, К. Стрельбицкий.
«Советское подводное кораблестроение». Воениздат. 1990г.
Исторические журналы соединений подводных лодок ВМФ.
Исторические журналы подводных лодок ВМФ.
Журналы учета происшествий соединений подводных лодок.
Документы Российского государственного архива ВМФ. г.Санкт — Петербург.
Документы архивного отдела ЦВМА МО РФ г.Москва.
«Боевая летопись ВМФ.1917-1941гг.». Г.А. Аммон. Н.Ю.Березовский. Воениздат. 1992г.
«Из бездны вод. Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников». Москва. Со-временник. 1990г.
«Не вернувшиеся из глубин». В.Н. Костричеснко. Севастополь. 1999г.
«Книга памяти подводников». Ю.А.Русин. С-Петербург. 1994г.
«Тайны подводной войны». Московский клуб любителей истории флота. Москва. 1995г.
«Подводные лодки в русском и советском флоте». Г.М.Трусов. Ленинград. 1963г.
«Отечественные подводные лодки до 1918 года». Ю.И.Александров. Справочник. 2000г.
«Мастера «потаенных судов». Быховский И.А. Воениздат. 1950г.
«Военно-морская идея России. Духовное наследие императорского флота. РВС» Военный универси-тет. 1997г.
«Военно-Морской флот СССР. Фотоальбом. Планета. 1982г.
«Информационно-исторический альманах Союза подводников России» №-6. Гермес.2005г.
«Морской энциклопедический словарь». В 2-х томах. Дмитриев В.В. Судостроение. 1994г.
«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель». Судостроение. 1988г.
«Командиры первых российских подводных лодок». Ковалев Э.А. Альманах «Подводник России» №-2. 2003г.
«Рыцари глубин. Хроника зари российского Подплава». Ковалев Э.А. Центрполиграф. МиМ Дельта. 2005г.
«Русские подводные лодки. История создания и использования». Кучер В.А. Мануйлов Ю.В. Семе-нов В.П. Том 1 в 2-х частях. ЦКБ МТ «Рубин». 1 ЦНИИ МО РФ. 1994г.
«Правительственные распоряжения по подводному плаванию». Либава. 1908г.
«Подводная лодка «Дельфин». Рассол И.Р. Гангут. 2000г.
«Во имя России». Стрельбицкий К.Б. Альманах «Подводник России». Спецвыпуск. 2003г.
«История подводных лодок 1624-1904». Тарас А.Е. АСТ Харвест. 2002г.
«Подводные лодки Великой войны». Тарас А.Е. АСТ Харвест. 2003
Материалы из фонда Гатчинского Военно-Морского Архива.
Подводный флот России. Патриотический Центр «Культура и Армия».Москва — Санкт-Петербург. 2006г.
Подводные Силы России. Издательский дом «Орудие и технологии». Москва. 2006г.
Подводные Силы России. «Военный парад». Москва. 2006г.
Русские подводники. Москва. 2003г.
А.В. Висковатов. История Русского флота. Москва, 1946г.
Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000гг.
Москва — Феодосия. 2001г.
Морской энциклопедический словарь. Тома 1-3. Ленинград-Санкт-Петербург.1991-1994гг.
Бюллетень Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Нью-Йорк. 1948-1978гг.
Интернет-сайты: «Красная Звезда», Морская коллекция журнала «Моделист-Конструктор», Нацио-нальный фонд «Возрождение Севастополя», Информационный бюллетень ОАО «Восточный Порт», Подводный Флот России, Подводные лодки Российского Императорского Флота, Военно-Морской Флот России, Народный каталог православной литературы, ОПО «Справедливая Одесса», Памятники Севастополя, Nekropolis, ИА Интерфакс и ОРТ, Крымский виртуальный некрополь, Водолазы Рос-сии, ГИЦ — Севастополь, DiveTek, Подводные лодки в России, Кратчайший очерк развития русского подводного флота, Морвед, Штурм Глубины.